Детский психолог и мама Валентина Паевская: об изучении языков, типичных ошибках и разных типах восприятия

2018.02.01
Детский психолог и мама Валентина Паевская:  об изучении языков, типичных ошибках и разных типах восприятия

Известный блогер, нейропсихолог и ведущая практических семинаров для родителей Валентина Паевская объясняет, как не попасть в ловушку общих стереотипов и помочь ребёнку получить действительно качественное языковое образование.

В моем окружении практически все дети с раннего детства ходят на английский. И многие взрослые учат язык, но мало кто его знает. C детьми та же история. Почему так происходит?
Дело в том, что каждый год, выбирая курсы в Москве или детский центр английского языка, я вижу полное непонимание методистами опорных точек, благодаря которым иностранный язык становится «живым». И особенно печально, что это происходит в известных, зарекомендованных школах. Например, в этом году мне пришлось со скандалом забрать ребёнка с курсов немецкого.
В изучении иностранного языка тоже есть свои правила и, чтобы оно было продуктивным, надо понимать, какие процессы происходят в головном мозге при запоминании той или иной информации.

Язык не учится только по вторникам и четвергам

Это просто иллюзия изучения. Разговорная практика необходима минимум 5 дней в неделю. Не важно, какими способами она организована – школа, курсы, репетиторы, внеклассные мероприятия или онлайн-программы – погружение в языковую среду возможно, только если занятия проходят регулярно и ежедневно, пусть не по 2 часа, а хотя бы минимум по 20 минут.

В группах не должно быть детей разных возрастных категорий

Особенно если речь идёт о дошкольниках. В возрасте 3-6 лет разница даже в полгода может быть очень велика: по-разному развиваются зоны мозга, отвечающие за обработку информации, и разная скорость освоения материала. В таком случае дети будут просто друг друга демотивировать. Даже если младший догонит старшего, то с огромными энергозатратами, а более взрослого ребёнка таким положением дел можно легко расслабить, так как педагог в группе будет стараться удерживать «золотую середину». Из-за этого большинство языковых школ оказываются просто неэффективными.

Изучение языка в одиночку будет идти медленней

Это нам кажется, что вот, найму репетитора – ребенку не ездить, не стоять в пробках, индивидуальный подход. А вот и нет. Детям по природе своей важно чувствовать коллектив. Они быстрее учатся есть, одеваться, играть, соблюдать правила – за компанию. Это как внутренняя батарейка: не я один «обязан» учиться, а мы все вместе!
А теперь вспомните, что будет, если ребенок проиграл в настольную игру? Когда дети в группе одного уровня и возраста, они стимулируют друг друга учиться лучше, между ними есть ключевой для учебного процесса элемент соревновательности. Поэтому, даже если вы выбираете частные уроки, дополнительная групповая работа всё же необходима.

Делайте акцент на разговорной практике

Это в прошлом столетии мы делились на тех, кто читает-пишет и молчит и на тех, кто не умеет читать-писать, но говорит. В век голосового набора в первую очередь важно применять знания в повседневном общении.
И если после года посещения языковых курсов ваш ребенок не может ответить на 50 базовых вопросов, то стоит задуматься, грамотно ли вы построили систему занятий. Почему именно вы? Потому что в большинстве своём ответственность за знания лежит и на родителях. Одно дело, если преподаватель английского постоянно говорит на русском, не задаёт домашнее задание и уроки проходят раз в неделю – здесь проблема очевидна. Совсем другое, если в школе ребёнка окружает языковая среда, но дома родители её не поддерживают, не учат вместе новые слова, не читают книги, и в итоге язык «стоит на месте».
Ещё одна распространённая ситуация, когда на уроках дети только поют и водят хороводы. Да, в детском формате это прекрасно, но с обязательными упражнениями на устную речь. Важно, чтобы ребёнок не просто повторял за преподавателем, а интуитивно произносил новые слова и фразы в разговорном контексте, в процессе игры или интересного диалога.

Учитывайте индивидуальность ребенка

На семинаре по раннему детству я рассказываю, как изначально дети и взрослые по-разному познают этот мир. Три самых выраженных типа восприятия – я вижу, я слышу, я чувствую. В зависимости от типа, каждый из нас по-разному смотрит кино, учит язык, понимает близких людей, привозит разные воспоминания из поездок. И каждому нужен свой подход.
Если ребёнку-визуалу постоянно ставить песенки и стишки, то процесс изучения языка будет проходить для него медленней. Ему легче видеть живую артикуляцию, запоминать новую информацию через картинки и графики. Если ребёнок-кинестетик (то есть – воспринимающий мир через ощущения), ему необходимо действие – игра и различные манипуляции. Для аудиала главное – слушать и говорить. Но при всём этом каждому из них надо уметь понимать язык не только ведущими модальностями, но и целостно, а соответственно, урок должен быть направлен на все типы восприятия.
Когда я присутствовала на занятиях в English First, за один час ребята младшей группы Small Stars успели и разучить танец, и порисовать, и смастерить поделку, и поиграть в подвижные игры. В таком формате активности сменяются почти каждые 5 минут, что позволяет не только удерживать детское внимание, но и всесторонне развивать языковые и когнитивные навыки.

Забыть язык очень легко

Это возможно всего за одни каникулы. Решили отдохнуть летом от дополнительных занятий? Готовьтесь потерять около 30% накопленных знаний. Как я уже говорила, язык требует регулярных занятий. Всё точно так же, как с фитнесом: месяц не ходил в зал – мышцы расслабляются, и снова прийти в форму очень непросто.
Чтобы за 3 месяца отдыха ребенок не растерял весь словарный запас, а осенью смог влиться в учебный ритм, я рекомендую двухнедельные интенсивы в июне и августе. В этом году в EF традиционно будет работать Летняя школа английского – очень удобный формат для тех, кто остаётся в городе.
В любом случае, как организовать обучение – выбор остаётся за вами. Мои дети, например, помимо дополнительных занятий ещё и самостоятельно проходят рабочую тетрадь прошлого года в качестве повторения.

Максимальный возрастной период для начала изучения языка – 7-10 лет

Если до этого момента не ввести систему окончательно, дальнейшие занятия будут даваться с большим напряжением. Конечно, это не говорит о том, что выучить язык нельзя – можно, но с другими вложениями сил и времени.
В случае переезда в другую страну подростку без базовых навыков будет намного сложнее войти в школьный коллектив, чем в начальных классах. Тем более в средней школе появляются новые предметы, такие как физика и химия, где требуются знания специальных терминов. В переходном возрасте у ребёнка может просто упасть самооценка и развиться замкнутость. Поэтому, если вы планируете обучение за границей или переезд, позаботьтесь об изучении языка заранее.
Логичный итог: отдавая ребенка в специальную школу или к частному педагогу, надо прежде всего понимать, что это вопрос не столько денег, сколько вашего времени и качества подачи материала. И тут всё полностью зависит от вас: какие курсы вы найдёте, как выстроите систему контроля за уроками и как обеспечите непрерывную систему занятий.
Я желаю вашим детям уверенно говорить: «I am confident to have a conversation in English on any topic. Are you too?»

 

Ближайшие семинары

16 февраля, Санкт-Петербург
«Развитие от рождения до 12 лет – игрушки, секции, спорт»
Авторская встреча

Узнать подробнее