Достаточно ли просто сидеть рядом, если вы хотите, чтобы ваш ребенок полюбил чтение?

2018.01.11
Достаточно ли просто сидеть рядом, если вы хотите, чтобы ваш ребенок полюбил чтение?

В вопросах воспитания и развития детей всегда есть множество сложных, интересных и спорных тем. О них мы и поговорим в нашем блоге с опытной мамой и успешным блогером Трэйси Лью. Она абсолютно уверена, что каждый ребенок обладает своим собственным восприятием и мышлением, а задача родителей – находить свои методы, которые будут способствовать здоровому развитию ребенка как отдельной личности и члена общества.

С тех пор как моя дочка пошла в первый класс, я принимаю участие в одном нашем школьном проекте, где несколько родителей-волонтеров помогают детям с чтением. Мы собираемся дважды в неделю и читаем вместе с детьми книжки на английском. Таким образом мы отслеживаем, как у наших детей развиваются способности к чтению.

Прошло чуть больше года, но я уже удивлена их сумасшедшим прогрессом. Также я вижу, что некоторые дети преуспели в чтении больше других. Это малыши тех родителей, которые с удовольствием приходят на такие волонтерские чтения и читают с детьми почти каждый день. Теперь я на своем опыте знаю, как правильно поощрять в ребенке желание читать.

Подбирайте книги по уровню вашего ребенка. У детских книг на английском существует очень четкая градация. Если книга подобрана правильно по уровню, то у вашего малыша не должно возникнуть больших затруднений при чтении. Уровень книги легко определить по цвету корешка, и часто от других родителей можно услышать фразы в духе: «Мы читаем красную книжку» или «Он сейчас читает зеленую».

На каждом уровне существует огромное количество специально адаптированных книг. И если, например, ваш ребенок испытывает постоянные проблемы при чтении и частенько не знает, как произнести то или иное слово, скорее всего, книга просто не соответствует его уровню. Просто возьмите книгу на уровень ниже.

Делайте записи. Выделите себе специальную тетрадь для чтения и отмечайте, какие книги вы читает по каким дням, сколько страниц получилось прочитать сегодня, сколько встретилось новых слов с непонятным прочтением, какие слоги вызывают трудности.

Недостаточно прочитать книжку всего один раз. Прочитайте ее пару раз, а лучше три. Так вы сможете быть уверены, что ваш ребенок запомнил все важное, что было в книге, и точно отработал чтение сложных слов.

Такие записи легко помогут вам отследить прогресс ребенка и понять, с какими сложностями он чаще всего сталкивается. Также подумайте о том, что эта тетрадь будет очень полезна для педагога или другого родителя, который будет работать с вашим ребенком без вас.

Приложения для работы с отдельными звуками и их сочетаниями. Фонетика является одним из самых важных моментов при обучении чтению. С помощью приложений, где чтение отдельных слогов прорабатывается по отдельности, ребенок научится читать все слоги про себя, а потом вслух складывать их в целое слово.

Также помогает во время чтения показывать на отдельные слова  или слоги пальчиком.  Попросите ребенка показать, какой слог у него не получается, или покажите ему сами.

Детям необходимо  читать вслух  регулярно, только так, через зрительную память, у них выработается правильное произношение слов (как часто встречающихся, так и редких со сложным чтением).

Не забывайте хвалить детей, чтобы они были уверенны в себе. Некоторым деткам этого не хватает, и они очень часто замирают при чтении, потому что боятся, что читают что-то неправильно. Чтобы такого не происходило, не забывайте хвалить вашего ребенка, когда он читает все правильно. Если что-то не получается, спокойно и с улыбкой исправьте. Чем увереннее в себе дети, тем легче им дается чтение.

Попробуйте позадавать вопросы по содержанию книги. Чтобы вовлечь детей в сюжет, в книжках обычно печатают такие вопросы в конце каждой главы. Например: «Как ты думаешь, что произойдет дальше?» Или «Что он сейчас сделает?» Через вопросы вам будет легче удержать детское внимание, а им – любопытнее читать дальше.

Попросите ребенка пересказать историю, когда вы закончили читать. Если ему легко было читать и он разобрался с содержанием, попросите пересказать историю вам. Таким образом, вы поймете, насколько полно малыш разобрался с сюжетом и понял ли он основные сюжетные ходы.

 

Как решать основные проблемы, возникающие при чтении на английском?

Что, если ребенок читает неправильно? Если ваш ребенок допустил ошибку, не забудьте сразу исправить ее. Конечно, нельзя грубо говорить: «Неправильно!» (Не подрывайте его веру в себя).  Лучше, после того как он дочитает предложение до конца, показать на сложное слово еще раз и отработать его правильное произношение.

Если ребенок не может прочитать слово – не торопите его. Дети нередко делают паузу, когда видят какое-то новое или сложное слово. Не торопитесь, подождите, пока малыш не попробует произнести это слово сам (он же умеет читать по слогам). Если ребенок просит о помощи, прочитайте это слово самостоятельно, и пусть он повторит.

Некоторые дети читают слово за словом и не улавливают смысл всего предложения. Если это ваш случай, то прочитайте все предложение с правильными паузами и интонацией сами, покажите пример. Потом спросите, стало ли предложение понятнее, и проделайте это еще раз. Пусть малыш теперь повторит за вами. Это развивает чувство языка при чтении.

Не заставляйте читать дальше, если ребенок задумался. Дети часто прерывают чтение, чтобы получше рассмотреть иллюстрации или чтобы представить на секундочку эту интересную сцену из книжки в своей голове.  Родителям не стоит принуждать их читать дальше. Пусть немножко помечтают и представят себя персонажами из истории, или подумают, что же будет дальше. Нам всего лишь нужно немножко подождать, чтобы они вернулись назад, в реальный мир, и спокойно продолжить занятие английским для детей.

Зачем мы читаем вместе с детьми? Чтобы они научились правильно произносить слова и полюбили это увлекательное занятие. Ощущая присутствие и поддержку родителей, малыши обязательно научатся читать для своего удовольствия, и уже скоро смогут заниматься этим самостоятельно.

 

Об авторе:

Трэйси Лью – мама двоих детей. Она окончила Нанькайский университет по специализации английский язык и имеет большой опыт работы на различных позициях в межнациональных корпорациях, начиная с журналистики, продаж и маркетинга и до позиции топ менеджера. Трэйси Лью с семьей жила и работала в Пекине, Шанхае, Париже и Гонконге. Сейчас она проживает в Шанхае, умело распределяя свое время между воспитанием 11-летнего сына и 6-летней дочки и написанием профессиональных статей для родительских блогов и форумов. Ее собственный родительский опыт вобрал в себя лучшее из восточного и западного подходов к воспитанию детей. Она абсолютно уверена, что каждый ребенок обладает своим собственным восприятием и мышлением, а наша задача как родителей – культивировать это и находить свои методы, которые будут способствовать здоровому развитию каждого ребенка как отдельной личности и как члена общества.