Как развить детскую креативность?

2018.01.02
Как развить детскую креативность?

В вопросах воспитания и развития детей всегда есть множество сложных, интересных и спорных тем. О них мы и поговорим в нашем блоге с опытной мамой и успешным блогером Трэйси Лью. Она абсолютно уверена, что каждый ребенок обладает своим собственным восприятием и мышлением, а задача родителей – находить свои методы, которые будут способствовать здоровому развитию ребенка как отдельной личности и члена общества.

Не так давно в области дошкольного образования появилась интересная идея: все дети рождаются любопытными и творчески одаренными от природы, но современная школа убивает детскую креативность, и в итоге из них вырастают взрослые, которые способны только подчиняться правилам, а не быть настоящими творцами.

Подумайте об этом, здесь есть здравое зерно. Я просто не способна представить, что, будь Ньютон с головой загружен учебой, у него бы нашлось время на праздное сидение под яблоней, или что у Шекспира, изнывающего от кучи домашней работы, нашлась бы мотивация на написание бессмертных шедевров. Подумайте об этом хорошенько, ведь может быть это мы, родители, иногда сами неосознанно душим творческое начало в детях?

Конечно же, каждый ребенок рождается с неуемной жаждой к познанию мира. Научно доказано, что дети с развитым любопытством лучше учатся в школе и имеют более гибкое мышление; их результаты как правило выше, и учеба дается им легче. Но посмотрите на детей вокруг, все их время расписано по минутам, они либо сидят на занятиях, либо бегут туда. Время, которое они могли бы посвятить изучению окружающего мира и играм, тратится на зубрежку и развитие «полезных навыков». Даже если эти дети и пытаются утолить свою любознательность, взрослые частенько называют такое времяпрепровождение бесполезным и не дают им шанса на спокойный поиск ответов на интересующие вопросы.

Но сегодня мне бы все же хотелось поделиться с вами не тем, как мы губим детское любопытство, а как мы можем развивать его.

Во-первых, родители сами должны проявлять любопытство к окружающему миру.  Иногда мы, взрослые, забываем, что интересует нас самих, что возбуждает наше любопытство. Мы гордимся нашим опытом и любим поучать других, при этом совершенно не выходя из своей зоне комфорта. Как родители, утратившие любопытство к окружающему миру, могут воспитывать ребенка, интересующегося буквально всем на свете? Поэтому нам стоит не бояться задавать вопросы и стараться самим быть открытыми ко всему новому вокруг.

Задавайте больше вопросов и давайте меньше «стандартных» ответов. Дети постоянно задают кучу вопросов, и родители часто просто дают им «стандартные» ответы. Но, по существу, именно умение задавать правильные вопросы стимулирует детскую любознательность, а не набор скучных ответов. Поэтому родителям стоит почаще задавать детям вопросы и пробовать найти ответы на них всем вместе, а не спешить со своими собственными разъяснениями. Ведь именно так и развивается жажда к узнаванию нового.

Знакомьте детей с новым. У взрослых почти нет  детского любопытства к новым вещам. Но, если вы хотите развить это качество у ребенка, почаще показывайте ему что-то интересное. Пусть у детей всегда будет возможность услышать или увидеть какую-то новую информацию. Не нужно зацикливаться на ваших собственных интересах, не ограничивайте своих детей. Когда дети заинтересуются чем-то, что будет важно именно им, постарайтесь создать все условия, чтобы их любознательность не угасла. Отправьте ребенка на курсы английского языка для детей, футбольную секцию или в художественную школу.

Поощряйте детское любопытство к окружающему миру.  У любопытных людей всегда гибкое мышление. Они не удовлетворяются одним ответом, они всегда ищут большего и в полной мере понимают сложную природу окружающих вещей. Когда вы развиваете детское любопытство, вы также помогаете им стать более открытыми к новым идеям и развиваете гибкое мышление. В результате, такие дети лучше понимают свои сильные стороны и не бояться трудностей в общении с окружающими.

Как любопытство развивает креативность?

Любопытство – движущая сила любого творчества. Когда нам удается связать наше любопытство и знаниями воедино – этот опыт и называется творчеством.

Именно любопытство заставляет детей исследовать окружающий мир. У них в голове нет понятия «обучение», они просто постоянно заняты миллионом вещей. Дети изучают окружающее через свое любопытство и получают знания как раз в процессе этого изучения, так они познают мир. Однако, также они получают и способность создавать новые вещи, осмысленно  связывая свои знания в форме нечто нового. Даже Стивен Джобс считал, что люди, наделенные креативностью (способностью к творчеству), могут  комбинировать свой собственный опыт по-новому и, таким образом, создавать нечто совершенно иное.

Возможно ли развить творческие способности путем сложения опыта и знаний? В случае с детьми это так просто не работает. Нельзя просто вызубрить все предметы и внезапно осознать все тонкие связи между различными областями знаний. Нельзя развить креативность вне цельного подхода и подходящего окружения.

И школы, и учителя сегодня должны понимать, что образование изменилось. Теперь это не просто обучение умножению или как сказать «Привет!» по-английски. Нам необходимо дать детям некую общую платформу для углубления знаний, нужно показать им эти неочевидные связи между отдельными дисциплинами, и тогда все изменится. В таком окружении их творческое начало будет действительно развиваться.

Сегодня, чтобы внедрить идею такой целостной образовательной платформы, множество школ обращаются к системе STEAM и обучению по более широким дисциплинарным потокам прямо с первого класса. Более подробно об этой системе я расскажу в своих следующих статьях.

 

Об авторе:

 

Трэйси Лью – мама двоих детей. Она окончила Нанькайский университет по специализации английский язык и имеет большой опыт работы на различных позициях в межнациональных корпорациях, начиная с журналистики, продаж и маркетинга и до позиции топ менеджера. Трэйси Лью с семьей жила и работала в Пекине, Шанхае, Париже и Гонконге. Сейчас она проживает в Шанхае, умело распределяя свое время между воспитанием 11-летнего сына и 6-летней дочки и написанием профессиональных статей для родительских блогов и форумов. Ее собственный родительский опыт вобрал в себя лучшее из восточного и западного подходов к воспитанию детей. Она абсолютно уверена, что каждый ребенок обладает своим собственным восприятием и мышлением, а наша задача как родителей – культивировать это и находить свои методы, которые будут способствовать здоровому развитию каждого ребенка как отдельной личности и как члена общества.