Мешают ли игры учёбе?

2018.01.26
Мешают ли игры учёбе?

В вопросах воспитания и развития детей всегда есть множество сложных, интересных и спорных тем. О них мы и поговорим в нашем блоге с опытной мамой и успешным блогером Трэйси Лью. Она абсолютно уверена, что каждый ребенок обладает своим собственным восприятием и мышлением, а задача родителей – находить свои методы, которые будут способствовать здоровому развитию ребенка как отдельной личности и члена общества.

Внезапно я поняла, что вокруг меня полно мам и пап, которые запрещают своим детям играть. Они убеждены, что уже с первого класса ребенок должен всё своё время посвящать учебе и дополнительным занятиям: постоянно проверяют домашнюю работу, возят на математические олимпиады и обучающие уроки английского языка для детей по выходным, совсем не оставляя свободного времени на игры и общение со сверстниками.

 

Как-то раз мы с подругой, тоже мамой, отправились на день открытых дверей в одну школу. Увиденное там поразило нас. Обучение проходило в игровой форме, но детям явно не хватало контроля, они просто бесились и вряд ли действительно получали какие-то знания. Их вовлекали в игры и после «уроков», а домой отправляли без домашнего задания. Моя подруга сказала: «Они же только играют, неужели у них что-то откладывается в голове?». Я бы ни за что не отдала сюда своего сына, ведь после такого образования он не поступит ни в один университет».

Это звучало вполне разумно, но всё же я не могла полностью с ней согласиться. Игра – часть детской природы, необходимая для нормального развития личности и интеллекта. Однако многие родители боятся, что развлечения заберут у ребенка ценное время, которое можно было бы провести с пользой. Хочется развеять этот миф.

Игра и учеба имеют больше общего, чем кажется

Мы часто говорим об «обучении через игру». Да-да, это совсем не про скучные диктанты и зубрёжку новых слов. Правильное игровое обучение помогает детям познавать мир и расширяет их горизонты.

Однажды я видела, как в детском саду играла группа малышей. Кто-то был врачом, кто-то официантом, кто-то пожарником. Один мальчик что-то строил из песка, и ему понадобилось сделать маленький прудик. Он понял, для того чтобы вода не растекалась, у его водоёма должны быть прочные и высокие берега. После пары попыток он догадался, что песок нужно намочить и спрессовать, только тогда из него получится что-то соорудить. И уже скоро прудик был сделан! С точки зрения мальчика, он просто играл, но мы понимаем, что через эту игру он усвоил нужную информацию. Потрать время на свою задумку, и ты обязательно добьешься успеха. После того как одна цель достигнута, можно переходить к другой. Разве это не самое настоящее обучение?

Для большинства родителей кажется логичным, что малыши до 6 лет уделяют много времени играм. Но, говоря о начальной школе, те же мамы и папы считают, что время на развлечения заканчивается, потому что школьникам начинают задавать много домашней работы. Однако не стоит забывать, что игры помогают развивать творческое начало, логику и мышление, а ни это ли так важно для успеваемости?

Пора понять, что мы имеем в виду под словом «игра»

Не стоит думать, что дети просто теряют время, если у них в руках нет учебника или тетрадки. Современный учебный подход включает в себя обучение во время занятий спортом, рисования, пения и даже театральных постановок. Таким образом дети очень даже могут осваивать новый материал! А самое главное – им становится это интересней.

Пару дней назад я была на занятиях по системе STEAM (Science – естественные науки, Technology –
технологии, Engineering – инженерия, Art – искусство и Mathematics – математика). Дети изучали различные фигуры, в том числе 3D-модели: принцип построения зданий и мостов, а также как они способны удерживать большой вес. На этом занятии детям требовалось самостоятельно построить свой собственный мост, используя при этом только бумагу и клей. Так они могли проверить свои знания о распределении веса и проектировании в реальном времени. Со стороны казалось, что дети просто играли: кто-то резал бумагу, кто-то намазывал детали клеем, кто-то занимался вычислениями. Там был и смех, и горячие споры, но в итоге у каждого получился отличный мост. Да, он был не идеален, но дети построили его сами. Сначала они изучили принципы построения таких конструкций, а потом сами смогли его спроектировать. В процессе постройки они заново проговорили все теоретические детали, а, возможно, у них случились и какие-то собственные открытия. В этот момент они не думали о том, что находятся на уроке, они просто играли, творили и узнавали новое. Конечно же, такие занятия гораздо эффективнее, чем скучная зубрёжка.

Попробуем пересмотреть свой подход к обучению

После того, как я побывала на этом занятии, я поделилась своими мыслями с подругой, которая была против игр вместо привычных уроков. Она немного смутилась и спросила: «А как же тогда оценивать результаты? Всё это весело, детям нравится, но как проверить их успеваемость?» Дело в том, что тип такого обучения не подразумевает частое тестирование, как в случае с традиционным обучением. Но вы увидите результат, когда ваш ребенок перейдёт в среднюю школу, старшие классы и университет. Ведь такие важные «мягкие навыки», как самостоятельная работа, работа в команде, критическое мышление и тайм-менеджмент наиболее эффективно закладываются именно в процессе игровых занятий в младшем возрасте.

Также до сих пор не утихают споры по поводу домашней работы: нужно ли загружать ребёнка большим объёмом дополнительных заданий или нет? Ведь в таком случае у них совсем не остаётся времени на игру, а даже в средней школе она необходима. Игра стимулирует творческое начало, помогает социализации и общему расслаблению. Если дети хорошо проводят время играя, это никак не потеря времени. Так что, дорогие родители, не применяйте в воспитании устаревшие подходы!

Мне бы хотелось закончить эту статью одним старым изречением: «Мы не прекращаем играть из-за того, что взрослеем, мы взрослеем из-за того, что прекращаем играть». Желаю всем нам, чтобы мы сохранили в себе любопытство к миру и всему новому!

 

Об авторе:

Трэйси Лью – мама двоих детей. Она окончила Нанькайский университет по специализации английский язык и имеет большой опыт работы на различных позициях в межнациональных корпорациях, начиная с журналистики, продаж и маркетинга и до позиции топ менеджера. Трэйси Лью с семьей жила и работала в Пекине, Шанхае, Париже и Гонконге. Сейчас она проживает в Шанхае, умело распределяя свое время между воспитанием 11-летнего сына и 6-летней дочки и написанием профессиональных статей для родительских блогов и форумов. Ее собственный родительский опыт вобрал в себя лучшее из восточного и западного подходов к воспитанию детей. Она абсолютно уверена, что каждый ребенок обладает своим собственным восприятием и мышлением, а наша задача как родителей – культивировать это и находить свои методы, которые будут способствовать здоровому развитию каждого ребенка как отдельной личности и как члена общества.