Могут ли дети освоить иностранный язык так же естественно, как и родной?

2018.05.01
Могут ли дети освоить иностранный язык так же естественно, как и родной?

В вопросах воспитания и развития детей всегда есть множество сложных, интересных и спорных тем. О них мы и поговорим в нашем блоге с опытной мамой и успешным блогером Трэйси Лью. Она абсолютно уверена, что каждый ребенок обладает своим собственным восприятием и мышлением, а задача родителей – находить свои методы, которые будут способствовать здоровому развитию ребенка как отдельной личности и члена общества

Некоторые люди  уверены, что дети способны освоить иностранный язык так же непринужденно, как и родной. Другие считают, что все далеко не так просто. Так кто же прав?

Современные родители иногда чувствуют себя не в свой тарелке, когда окружающие узнают, что их ребенок совсем не владеет английским. Сегодня рынок преподавания иностранных языков настолько широк, что каждый найдет себе что-нибудь по вкусу: множество различных методик и подходов, подчас даже противоречащих друг другу. Так как же разобраться во всем этом многообразии? Как родители, мы должны владеть определенной информацией, чтобы сделать правильный выбор при подборе методики обучения для своих малышей.

Во-первых, изучение языка подразделяется на говорение, чтение и письмо.

Дети учатся говорить, имитируя взрослых, таким образом в детстве они могут освоить даже несколько языков. То есть устный английский у маленьких детей может развиваться естественным путем. Чем младше ребенок, тем легче он усваивает иностранный язык, и тем аутентичнее он будет на нем звучать. Конечно же, в разных семьях существуют разные условия, но идеальным возрастом для начала изучения иностранного языка считают возраст трех лет. В это время дети активно слушают окружающих и повторяют все, что слышат, постепенно понимая значения новых слов.

Что же касается чтения, то здесь ситуация разнится от языка к языку. Например, в китайском, несмотря на его фонетические символы и пиктограммы, процесс запоминания знакомых слов и изучения новых достаточно сложен. Что же касается английского, самый популярный подход к чтению здесь  — фонетический.

Хотя метод и называется фонетическим, с помощью него детям не удастся освоить чтение естественным путем. Фонетический метод включает в себя определенные задания, через отработку которых малыши постепенно осваивают этот сложный навык. Сначала они учатся читать слова, потом фразы, потом предложения, и только после этого начинают понимать весь смысл и читать бегло. Плюс фонетического метода заключается в том, что ребенок может начать читать книжку  с любого слова, даже если он еще не знает его значения. То есть он все равно поймет общий смысл текста через картинки и те другие слова, которые он уже знает. Однако, книги все-таки следует подбирать ребенку по его уровню и читать регулярно, если вы хотите как следует развить навык чтения.

Идя по такой методике, дети начинают запоминать правильное написание слов даже до того, как они сами начинают писать. Когда у них накапливается определенный словарный запас и они привыкают к английскому правописанию, тогда им можно начинать писать самостоятельно. Честно говоря, и этот навык можно развивать с самого раннего возраста. Диалоги, отрывки сюжетов… Так из существительных, глаголов, прилагательных, наречий и других частей речи постепенно складываются предложения и целые абзацы.

Основываясь на моем  личном опыте со своими детьми и разговорах с преподавателями, я могу выделить следующие моменты:

Возраст с 3 до 6 лет – ключевое время для устного овладения языком. Во время этого периода дети должны максимально часто слышать иностранную речь и практиковать говорение на иностранном языке. Таким образом они смогут овладеть языком естественным путем, говорить без акцента и развить языковое чутье. Дети в этом возрасте уже могут читать простые книжки с картинками и без труда осваивают слова, которые сопровождаются жестами (накпример: ты, здесь и т.д.). Такие слова дети потом без труда узнают в тексте и уже умеют читать правильно.

Фонетический подход – самый популярный метод для обучения чтению. Когда дети изучают произношение слова (фонетическую составляющую), учитель должен помочь им обратить внимание на его написание, тогда малыши быстро смогут запомнить, как правильно пишутся простые, а потом и все более сложные слова. Обучение в это время пожинает плоды предыдущего периода «естественного обучения» и продолжается благодаря фонетическому подходу. В результате этого, дети с хорошим разговорным английским языком добиваются большего прогресса в чтении.

Действительно, формирование навыка письма должно идти вслед за большим количеством чтения. Обучение общему английскому включает в себя умение писать как художественные тексты, так и иные. Например, детям могут задать написать рассказ или описать качества какого-либо продукта. Тренировка письма на этой стадии обучения больше зависит от понимания структуры языка, но, в то же время, навыки чтения и правописания также остаются важны. Таким образом, мы можем сделать вывод, что обучиться письму естественным способом невозможно, для этого навыка дети должны уже иметь некоторую подготовку и уметь пользоваться языком на достаточном уровне.

Так же я бы хотела обратить ваше внимание на один интересный момент: говоря об изучении языка в раннем детстве, нужно отметить, что девочки овладевают им быстрее, чем мальчики. Особенно это видно в говорении, имитации звуков и построении предложений. Именно поэтому и читать девочки начинают легче. Зная это, родителям следует ставить разные цели для мальчиков и для девочек, потому что  в одном и том же возрасте их способности могут заметно различаться. По мере взросления мальчики нагоняют девочек по всем этим параметрам.

В заключение я бы хотела отметить, что малыши, начинающие изучение языка в период с 3 до 6 лет, легче усваивают язык естественным образом. Именно поэтому в будущем они легко смогут сдать кембриджский экзамен по английскому языку . И все же, если вы хотите, чтобы ваш ребенок достиг уровня носителя, не забывайте уделять большое внимание аудированию, говорению, чтению и письму регулярно и в больших объемах

Об авторе:

Трэйси Лью – мама двоих детей. Она окончила Нанькайский университет по специализации английский язык и имеет большой опыт работы на различных позициях в межнациональных корпорациях, начиная с журналистики, продаж и маркетинга и до позиции топ менеджера. Трэйси Лью с семьей жила и работала в Пекине, Шанхае, Париже и Гонконге. Сейчас она проживает в Шанхае, умело распределяя свое время между воспитанием 11-летнего сына и 6-летней дочки и написанием профессиональных статей для родительских блогов и форумов. Ее собственный родительский опыт вобрал в себя лучшее из восточного и западного подходов к воспитанию детей. Она абсолютно уверена, что каждый ребенок обладает своим собственным восприятием и мышлением, а наша задача как родителей – культивировать это и находить свои методы, которые будут способствовать здоровому развитию каждого ребенка как отдельной личности и как члена общества.