Почему так важно научить детей практическим навыкам

2018.05.31
Почему так важно научить детей практическим навыкам

Знаете ли вы, что практические навыки со временем превращаются в навыки, необходимые для творчества и самореализации?

Для начала, давайте разберемся, что же это такое. К практическим навыкам относятся прикладные способности, способности к выполнению задач и административные способности.

В чем же преимущества изучения практических навыков для детей в начальной школе?

Во-первых, они формируют способности к самообучению. В отличие от традиционного подхода, теперь дети могут учиться через свой собственный опыт, т.е. делая многое своими руками. Например, популярный сейчас STEAM подход направлен на обучение детей посредством их собственной активности в выбранной сфере (так, например, они учатся решать многие задачи самостоятельно). Этот подход предлагает детям использовать свои собственные знания и на практике решать учебные задачи своими руками, а потом помогать исправлять ошибки друг друга. Также значительная часть данного подхода посвящена самообучению.

Например, когда второклассники начинают знакомиться с понятием «архитектура», то сначала учитель в общих чертах знакомит ребят с этой темой, а потом просит их самих построить мост из бумаги и липкой ленты. Так они тренируют навыки работы в команде, учатся использовать бумагу, липкую ленту и клей для осуществления собственного архитектурного проекта, а потом они даже нагружают этот мост дополнительным весом.  Так дети учатся применять свои знания в реальном мире и лучше запоминают основные идеи и понятия из области архитектуры. У учеников появляется независимое и глубокое понимание предмета.

Практические навыки развивают творческое начало. Множество специалистов из области образования заявляют, что если весь процесс обучения сводится просто к прослушиванию лекций от учителя, то детское творческое начало и креативность не смогут развиться. Только совместная работа мозга и рук приводит к новым открытиям. Инновации никогда не бывают просто теоретическим знанием, они рождаются из практики. Мозг дает команды рукам, потом руки – обратную связь мозгу, так и происходит процесс возникновения новых идей. И только развивая этот прикладной процесс, мы сможем развивать и детское творчество. 

Как можно совершенствовать эти навыки?  

Начните с обычной жизни. Родители – самые первые учителя для своих детей. Именно они должны поощрять детское желание делать что-то своими руками, поощрять их любопытство и не волноваться так уж сильно, если какие-то вещи ломаются или дом временно погружается в беспорядок. Детям положено быть озорными, ведь часто малыши, которые не делают ничего интересного в детстве, в старшем возрасте просто боятся пробовать себя в чем-то новом.

Когда ребенок спрашивает вас : «Как сделана эта вещь?», «Как это приготовить, я хочу попробовать», или «Как эта штука работает? Можно я ее разберу?», или даже «Я хочу продать мои книги на школьной ярмарке» — вот оно! Это отличная возможность для развития его практических навыков.

Поддерживайте такие детские хобби, где нужна работа руками. Конструирование, кулинария, рисование, дизайн. Цель таких занятий – показать детям, что, работая своими руками, все проблемы и задачи можно решить постепенно, даже если поначалу и непонятно, что делать.  Однако, некоторые родители считают практические занятия потерей времени, потому что такая деятельность отнимает время от объяснений учителя. Другие родители полагают, что детям лучше бы было делать упражнения из учебника, чем возиться с вещами. Но все они забывают, что развитие практических навыков направлено, прежде всего, на развитие детских способностей учиться самостоятельно.

Позвольте детям делать то, что они хотят. Если детям разрешается заниматься тем, чем им хочется, с самого детства, то из них вырастают успешные и исполнительные профессионалы своего дела. Иногда у детей могут появляться странные идеи, но это не повод отговаривать их от своих планов. Пусть пробуют. Например, как-то моему сыну захотелось самостоятельно высидеть яйцо. Через какое-то время он устал сидеть на корточках, и тогда он нашел большую коробку, положил туда вату, а сверху пристроил горячую лампу. Цыпленка удалось дождаться только на пятом по счету яйце. И, хотя я была порядком раздражена этим экспериментом в то время, я рада, что не запретила ему попробовать. Мой сын теперь часто вспоминает этот опыт, и я знаю, что в такие моменты он по-настоящему горд собой.  

Дети буквально рождаются настоящими экспериментаторами, желающими пробовать все на практике. Все, что требуется от родителей, это разрешить им получать новые знания, не устанавливая слишком много рамок.