Подарки за пятерки, а будет ли результат?

2018.05.29
Подарки за пятерки, а будет ли результат?

«Если ты хорошо напишешь контрольные, то я куплю тебе Айпад», — случалось ли вам говорить что-то подобное своим детям?

Иногда родителям кажется, что система материальных поощрений работает гораздо эффективнее, чем скучные нотации и нравоучения. Но появляется ли от подарков настоящая мотивация к учебе? Конечно же, нет.

В чем же негативный эффект системы материальных поощрений за успехи в учебе? Давайте поговорим об этом. 

Это отрицательно влияет на детскую психику. Постепенно дети начинают относиться к материальному поощрению своих успехов как к чему-то само собой разумеющемуся, и именно так формируется болезненная зависимость. Даже если через какое-то время они начнут учиться усерднее, все равно это будет не настоящая мотивация, а уверенность, что за эти усилия они будут как следует вознаграждены. Также это провоцирует еще одну неправильную установку: дети начинают думать, что учиться им нужно не для себя, а для других. То есть они начинают считать, что только те вещи, которые получают материальное подкрепление от окружающих, являются значимыми.

Влияние на общую успеваемость. После того, как привычка к постоянному поощрению подарками уже выработана, ребенок теряет  тягу к творчеству и тот живой интерес, который всегда заставляет прочитать на одну страничку больше. Зачем напрягаться, если за дополнительные усилия не будет дополнительных подарков? Родители должны объяснить детям, что ценность усердной работы гораздо выше, чем просто текущий результат. Ведь мы учимся не только ради оценок, главная цель – развитие самих способностей к обучению.

Как родители могут поощрять внутреннюю мотивацию ребенка?

Родители должны поощрять детей  и прислушиваться к ним, принимать их такими, какие они есть.  Ребенок растет под родительской опекой всю свою жизнь. И если он знает, что каждое его усилие будет вознаграждено похвалой, каждый успех – аплодисментами, а в случае любой неудачи мама и папа все равно поддержат его, он не будет ждать от родителей материальной награды, и сам будет получать удовольствие от хорошей учебы и достижения своих целей.

Сосредоточьтесь на развитии настойчивости, постарайтесь достигать одну цель за другой. Родителям стоит помочь детям разбить большие цели на цепочку маленьких, ведь так достижение целей станет гораздо более приятным процессом, и у детей появится больше уверенности  в том, что у них все получается. За одной достигнутой целью следует другая. Таким образом закрепляется правильный паттерн поведения:  усердная работа – достижение цели – ощущения удовлетворения – желание идти к следующей цели. Все это формирует позитивную и здоровую систему поощрения.

Такое воспитание занимает, конечно же, гораздо больше времени, чем покупка подарка, но оно позволяет создать у детей совершенно другой настрой. Я уверена, что дети способны испытывать настоящий интерес к учебе и без материальных вознаграждений, если этому способствует окружающая обстановка.  К тому же дети, которые всю учебу в школе ждали материального поощрения, как правило переносят такую привычку решать проблемы и в дальнейшую жизнь.

Конечно же, дарить подарки – это замечательно. Но постарайтесь не покупать детям что-то приятное в качестве вознаграждения за хорошее поведение и успехи в учебе, нужно попытаться разорвать эту ненужную связь.