Тематическое обучение — что это такое?

2018.05.22
Тематическое обучение — что это такое?

Вы когда-нибудь думали о том, что скоро ваши дети смогут получать новые знания просто играя?

Тематическое обучение – это не какой-то новомодный метод, а одна из составляющих хорошо известного междисциплинарного подхода. И сегодня во многих школах данная методика уже взята на вооружение. Особенно продуктивно она показывает себя при работе с детьми в начальной школе.

Возможно, некоторые родители сталкиваются с этой концепцией впервые. Так в чем же ее плюсы для детей младшего школьного возраста? Давайте узнаем.

Как же устроено тематическое обучение и как оно применяется?

Преподаватели, которые разрабатывают такие уроки, должны хорошо представлять, какие темы дети проходят в данный момент, и работать в команде с учителями других предметов. Все вместе они выбирают тему, в которой бы соприкасались знания из различных предметных областей. Затем преподаватели-предметники подробно расписывают материалы по своему профилю. Все, программа тематического обучения разработана. Теперь дети начинают получать новые знания через большие продуманные темы.  

Например, второклассники изучают тему «овощи и фрукты». На уроках ИЗО они учатся их рисовать. На уроках математики дети работают с цифрами, отталкиваясь от этой же темы. Сколько стоят те или иные овощи и фрукты? Как нам рассчитать их стоимость, если мы знаем их вес?… и т.д. На занятиях английским языком для детей класс превращается в супермаркет с кассами и продавцами, а дети тренируются правильно употреблять названия овощей и фруктов на иностранном языке, задавать вопросы (Где лежит …? Сколько стоит …?), употреблять слова спасибо и пожалуйста. А на уроках, посвященных науке, они тренируются взвешивать и измерять длину настоящих овощей и фруктов и учатся вычислять, какой объем продукта находится в одной упаковке. На следующем занятии учитель научит их тому, что в пище существуют углеводы, жиры, белки и витамины, а также принципам здорового питания. А вот на уроках труда малыши научатся резать ножом продукты (конечно же, под руководством учителя), очищать яйца от скорлупы и готовить простые и полезные салаты. В конце этой обширной темы дети организованно пойдут в магазин, где смогут применить свои знания на практике: они придумают свои собственные рецепты, купят необходимые продукты на наличные деньги, рассчитают затраты и отыщут все необходимые ингредиенты для того, чтобы их блюдо получилось полезным и здоровым. А вернувшись в школу, они все вместе приготовят свою еду, в тех же командах, в которых закупались в магазине. Всё, теперь эта тема пройдена!

Плюсы тематического обучения очевидны:

Тематическое обучение представляет собой непрерывный процесс. Знания, получаемые на различных уроках, во многом связаны между собой, и иногда дети даже могут использовать какие-то наработки, которые они сделали на одном уроке, для другого. Конечно же, преподаватели должны готовиться к таким занятиям заранее, ведь упражнения на уроках разных учителей должны перекликаться между собой. Каждый предмет должен дополнять остальные, чтобы в результате у учащихся сформировались глубокие знания по данной теме.

  • Дети действительно учатся через игру. Самое большое преимущество этого подхода заключается в том, что школьникам по-настоящему интересно учиться, ведь темы подбираются таким образом, чтобы по максимуму заинтересовать детей. Дети получают знания через игру, иногда даже не замечая, что сейчас они учатся, а не просто играют. Большая часть курса воспринимается ими как развлечение. А не это ли идеальный детский настрой для усвоения новой информации?
  • Таким образом поощряется творческое начало ребенка и меняется тип его мышления. Тематическое обучение действительно меняет подход к образованию и позволяет детям получать знания более продуктивно, ведь теперь их не сдерживают никакие рамки. Тем самым дети лучше усваивают знания и в итоге имеют более глубокое многостороннее понимание изученного предмета.

Несмотря на огромное количество плюсов, минус тематического обучения заключается в том, что его не так-то легко организовать. С одной стороны, педагоги должны планировать свои уроки так, чтобы иметь возможность включить туда все аспекты, необходимые для этого этапа школьной программы, с другой стороны, они также должны продумать все «связки» между различными предметами по каждой теме, и иметь возможность быстро решить все возникающие в процессе обучения проблемы сообща. Для качественного тематического обучения также важна поддержка родителей. Если мы, родители, проявим свою сознательность и поддержим внедрение этого эффективного метода, то, без сомнения, в будущем наши дети скажут нам большое спасибо за свои отличные знания.